Созависимость

Созависимость представляет собой патологическую форму взаимоотношений, которая характеризуется глубокой поглощенностью и полной вовлеченностью в жизнь другого человека, обычно зависимого от алкоголя, наркотиков или азартных игр. Это проявляется эмоциональными и поведенческими отклонениями, а также нарушениями социальной адаптации. Созависимые люди часто сталкиваются с низкой самооценкой, тенденцией к самообвинению и самоуничижению. Подавление гнева и потребностей может привести к депрессии, необузданным вспышкам раздражения и агрессии. Диагностика созависимости проводится с использованием методов опроса и психологического тестирования. В лечении применяются техники психотерапии и участие в группах поддержки.

Общие сведения

Термин “созависимость” обозначает “совместную зависимость” и впервые появился в медицинской и психологической литературе в конце 1970-х годов, когда стали исследоваться причины повышенной вероятности рецидивов у пациентов с химической зависимостью. Исследования показали, что многие алкоголики и наркоманы, возвращаясь после лечения и реабилитации в семью, вновь впадали в разрушительные привычки. Анализ взаимоотношений между близкими родственниками и зависимыми пациентами выявил явление созависимости как устойчивой системы установок, стимулов и реакций, поддерживающих употребление наркотиков и алкоголя. В семьях зависимых пациентов распространенность созависимости достигает 80-98%, причем чаще всего созависимыми становятся женщины.

Причины созависимости

Факторы, способствующие развитию созависимого поведения, обладают социально-психологическим характером. Ключевым условием формирования созависимости считается наличие близкого родственника, друга или партнера с патологической зависимостью, такой как наркомания, алкоголизм, игромания, трудоголизм, гипохондрия, зависимость от секса или еды. Среди факторов, увеличивающих риск развития созависимого поведения, выделяются:

1. Близкие отношения с зависимым: Риск развития созависимости выше у женщин и матерей, в то время как отцы, сестры, братья, возлюбленные и дети менее подвержены этому.
2. Опыт зависимости: Созависимость чаще формируется у тех, кто сам ранее сталкивался с химической зависимостью. Также группой риска считаются те, кто находится на грани между нормой и патологической зависимостью.
3. Негативные условия воспитания: Созависимость часто возникает у людей, выросших в эмоционально репрессивных семьях, где родители и близкие родственники могли испытывать страхи, злость, иметь зависимости, психические расстройства, проявлять насилие или использовать его в воспитательных целях по отношению к ребенку.

Патогенез

Патогенетическую основу созависимости формируют непродуктивные механизмы адаптации к отношениям с личностью, страдающей от патологических изменений. “Спаситель” изначально испытывает неуверенность в себе, страдает от низкой самооценки и боязни остаться одиноким, ощущает потребность в одобрении. Забота о более уязвимом, зависимом человеке становится компенсацией для собственных недостатков. Обеспечивается социальный механизм поддержки созависимости через культивирование жертвенности, самопожертвования и безвозмездной помощи ближнему. Эти элементы внедряются в образовательные учреждения, религиозные организации и распространяются средствами массовой информации.

Роль женщины часто оценивается через служение мужу и семье, а также через безграничную преданность и привязанность. При этом продуктивные методы поведения, основанные на силе личности, часто игнорируются. Чем глубже созависимый человек вовлекается в роль спасителя, тем сильнее проявляются его эмоциональные, поведенческие и личностные деформации. Постепенно эти деформации становятся объективированными и теряют связь с конкретным человеком, проявляясь во всех сферах жизни. С другой стороны, чем более выражена созависимость у “спасителя”, тем более прогрессирует безынициативность у “жертвы”, исчезает необходимость в проявлении самостоятельности и силы воли, в борьбе с разрушительной зависимостью.

Симптомы созависимости

У созависимых людей проявляются деструктивные представления о взаимоотношениях, сопровождаемые эмоциональными и поведенческими расстройствами. На уровне мышления преобладают стереотипные убеждения и установки, такие как необходимость оказывать помощь близким, невозможность оставить друга в беде, уверенность в том, что слово может все изменить, и что настоящая любовь способна преодолеть все трудности. Эти убеждения не соответствуют реальности, поскольку не учитывают патологические механизмы, лежащие в основе алкогольной, наркотической и других видов зависимостей. Происходит замещение эффективной помощи излишним сочувствием, жалостью, заботой и повседневным уходом – отношением, которое, несмотря на свою удобность для больного (зависимого), препятствует его выздоровлению.

Созависимым часто присуще отрицание патологической привязанности и преуменьшение проблем. Их поведение часто мотивируется страхом одиночества, опасением быть осужденными окружающими и беспокойством за жизнь больного, в то время как сами они лишены собственных жизненных ориентиров. В результате они постоянно находятся рядом, сопровождают в повседневных заботах, таких как прогулки, походы к врачу, выбор одежды и приготовление еды – строят свою жизнь вокруг потребностей партнера, часто пренебрегая своим собственным комфортом и желаниями. Созависимые люди часто несут сниженную социальную ответственность, объясняя все трудности заболеванием зависимого. Их отношения часто основаны на ролях “родителя” и “ребенка”, где один проявляет любовь, заботу и прощение, а другой позволяет себе “капризы” – алкоголь, наркотики, безделье, насилие или оскорбления. Созависимые интерпретируют свое поведение как выражение способности любить человека со всеми его недостатками и слабостями. Такие отношения могут продолжаться многие годы, не принося участникам счастья.

Осложнения

Продолжительная созависимость сопровождается накоплением негативных эмоций, которые отвергаются как неприемлемые. Раздражение, гнев, разочарование, угнетенность и страх подавляются. Увеличивающееся напряжение в конечном итоге проявляется в форме неконтролируемых вспышек ауто- и гетероагрессии, маскированных депрессивными состояниями. Люди, страдающие созависимостью, подвергают себя высокому риску суицидального поведения и часто оказываются социально дезадаптированными, поскольку посвящают все свои усилия и время уходу за зависимым членом семьи. Для самого зависимого индивида созависимость становится дополнительным бременем, увеличивая вероятность усиления патологической зависимости и повторного возвращения к ней после прохождения лечения.

Диагностика

Проблема созависимости часто выявляется в процессе лечения и реабилитации людей, страдающих от алкоголизма или наркомании. Внутрисемейные взаимоотношения подвергаются изучению со стороны психиатров, психологов и психотерапевтов. Основным методом диагностики является клинико-анамнестический анализ, который дополняется психологическим обследованием. Комплексная диагностика включает в себя следующие этапы:

1.Беседа: Врач собирает анамнестические данные, включая структуру семьи, характер зависимости, её продолжительность, а также участие родственников в процессе реабилитации больного. При этом обращается внимание на характерные особенности ответов пациента, такие как отрицание созависимости, переключение внимания с собственных проблем на состояние зависимого члена семьи, а также попытки вызвать жалость и сочувствие со стороны специалиста, втягивая его в созависимые отношения.

2. Опросники: Для объективного исследования используются стандартизированные методики, направленные на выявление созависимости и сопутствующих состояний, таких как депрессия, тревожность и агрессия. Психолог подбирает индивидуальный набор тестов, который может включать опросник “Проверка личных качеств на созависимость” от Б. Уайнхолда и Д. Уайнхолда, а также шкалу депрессии от Т. Бека и опросник тревожности Спилбергера-Ханина.

3. Проективные методики: Для выявления бессознательных эмоциональных компонентов личности созависимых пациентов применяются рисуночные тесты и тесты интерпретации ситуаций. Результаты этих методик позволяют получить более достоверную информацию о наличии страха, тревоги и деструктивных отношений.

Лечение созависимости

Устранение созависимости осуществляется с использованием методов психотерапии, направленных на восстановление и реконструкцию личности. Основные задачи этого процесса включают в себя повышение уровня эмоциональной чувствительности, формирование и укрепление представлений о границах личности, а также повышение самооценки. Психотерапевтическая помощь оказывается в нескольких форматах:

1.Индивидуальные сеансы: На этих встречах работа ведется с деструктивными установками, искаженным самовосприятием и страхами. Пациентов обучают открыто выражать негативные эмоции, снижать уровень тревоги и напряжения, а также уделять должное внимание заботе о себе. Для достижения этих целей применяются методы когнитивной и поведенческой психотерапии, аутотренинги и другие техники.
2. Семейное консультирование: Членам семьи, не страдающим созависимостью, предоставляется информация о механизмах, лежащих в основе таких отношений. Психотерапевт дает рекомендации относительно способов поддержки зависимого и созависимого члена семьи, а также организации их взаимодействия. Иногда может потребоваться временная разлука и перераспределение домашних обязанностей.
3. Групповые встречи: На тренингах реализуются различные способы продуктивного взаимодействия. Участники начинают осознавать собственную значимость и получают поддержку от других участников. Это создает ощущение безопасности и поддержки, способствует увеличению веры в собственные силы. В результате формируется образ личности как социально адаптированного, успешного человека, обладающего личной энергетикой.

Прогноз и профилактика

Эффективность лечения созависимости в значительной степени зависит от своевременности его начала. Терапия проявляет большую эффективность на ранних стадиях, когда у пациента еще сохранены ресурсы для восстановления, такие как сила воли, уверенность и понимание ценности собственной личности. Основным направлением профилактики созависимости является правильное воспитание ребенка, включающее формирование адекватной самооценки, веры в собственные силы, умение открыто выражать эмоции и общаться о своих желаниях и потребностях.
В случае появления зависимости в семье важно проконсультироваться с врачом относительно правил оказания помощи. В таких ситуациях первостепенное значение имеют волевые качества, готовность противостоять патологическим влечениям, вместо проявления сочувствия и жалости.