Игромания

Лудомания. МКБ-11: 6C50 Азартно-игровое расстройство. В чем отличие от МКБ-10

С 1 января 2022 года начал действовать Международный классификатор болезней 11-го пересмотра, известный как МКБ-11. Это событие имеет значительное значение, поскольку стандарты классификации болезней и подход к их изучению и лечению в странах-участниках Всемирной организации здравоохранения зависят от того, как болезни и расстройства описаны и классифицированы в данном документе.

Давайте рассмотрим изменения в классификации и определении лудомании. Первым заметным изменением является новый индекс – теперь он 6C50. Название раздела тоже изменилось на “РАССТРОЙСТВА ВСЛЕДСТВИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ (6C4)”. Это свидетельствует о том, что лудомания теперь рассматривается ближе к категории болезней, чем к предыдущему “расстройству личности и поведения в зрелом возрасте”.

Также появилось четкое определение причин этого расстройства: “Психические и поведенческие расстройства, возникающие в результате 1) употребления в основном психоактивных веществ, включая лекарственные препараты, или 2) специфического повторяющегося поведения с вознаграждением и подкреплением”. Важным нововведением является разграничение между патологическим гемблингом (лудоманией) и патологическим геймингом (зависимостью от компьютерных игр).

Расстройства вследствии аддиктивного поведения:

6С50 Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм.

(Патологический гемблинг)

• 6C50.0 Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм,преимущественно офлайн.

• 6С50.1 Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм, преимущественно онлайн.

• 6C50.Z Расстройство вследствие пристрастия к азартным играм,неуточненное.

6С51 Расстройство, вследствие пристрастия к компьютерным играм.

(Патологический гейминг)

• 6С51.0 Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм, преимущественно онлайн.

• 6С51.1 Расстройство вследствие пристрастия к компьютерным играм, преимущественно офлайн.

• 6С51.1.Z Расстройство вследствие пристрастия к компьютерных играм, неуточненное.

Также следует отметить изменение в отношении к данному расстройству, что, разумеется, вызвало сильное негодование представителей игорной индустрии по всему миру. Несмотря на кажущуюся незначительность нескольких строк в мировой классификации, это привело к волнению среди участников игрового бизнеса. Поведение, связанное с лудоманией, представляет проблему для индивида, его семьи и общества в целом. Взрослые и подростки, страдающие от игровой зависимости, испытывают трудности в контроле своих игровых привычек, даже в случаях, когда это приводит к серьезным последствиям.

В официальном описании МКБ-11 подчеркнуты более подробные и четкие области, подверженные деградации. Состояние характеризуется “стойким или повторяющимся игровым поведением”, вызывающим “значительные нарушения в личных, семейных, социальных, образовательных, профессиональных или других важных областях функционирования”.

Повышение приоритета игр до той степени, когда они начинают превалировать над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью, характеризуется как игровая зависимость. Это проявляется в продолжении или эскалации игровой активности, даже несмотря на возникновение негативных последствий. Модель поведения при игровой зависимости настолько строга, что может привести к серьезным нарушениям в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной и других важных областях функционирования.

Заметно, как понятия “отдых” и “развлечения”, активно пропагандируемые агрессивной рекламой игорной индустрии, для тех, кто предрасположен к игровой зависимости, могут превратиться в психическое расстройство, вызванное азартными играми. Взаимодействие с этими людьми становится не просто взаимоотношениями “поставщик услуг – клиент”, а скорее использованием беззащитного положения лудомана для финансовой эксплуатации, напоминающей динамику пар “наркодилер – наркоман” или “продавец алкоголя – алкоголик”.

В этих парах зависимый изначально находится в неравном положении и вынужден тратить все свои средства не на свое развитие, а на игру, если внешнее окружение и поставщик услуг (игорный ресурс) не ставят преграды перед этим. Этот неуправляемый процесс естественным образом приводит к деградации во всех сферах человеческой жизни и никак не ассоциируется с понятиями “отдыха” и “развлечения”.

Видится, что эта ситуация выглядит так, будто извлекают выгоду из людей, страдающих от этой проблемы, используя при этом все достижения компьютерной цивилизации и человеческого гения. Однако, если раньше отсутствовала официальная точка зрения, и врачебная наука не четко классифицировала процессы, связанные с неконтролируемой азартной игрой, то теперь ситуация изменилась. Возникла необходимость в ограничении этих людей, что может привести к падению прибыли для игорной индустрии. Также потребуется выделение средств на нивелирование последствий этого “бизнеса”, что снова связано с потерей прибыли.

Сложность также заключается в том, что утрата престижа и респектабельности может быть следствием официального включения этой проблемы в ряд других зависимостей и пороков человека. Реакция на это может быть естественной, особенно учтя, что эти изменения не произошли недавно, а были задуманы и разрабатывались в течение последних пяти лет в ходе создания документа.

Мы можем надеяться, что классификация и проведение параллелей между игровой и азартной зависимостью Всемирной организации здравоохранения дадут стимул для выделения средств и активизации исследований в области этого негативного процесса, который происходит в нашем обществе. Также можно ожидать разработку стандартов диагностики и лечения этого расстройства, а также подготовку специалистов, специализирующихся в данной области.